Истоки литературы татар, башкир, чувашей и многих других, близких по культурному влиянию, тюркоязычных народов современной России восходят, как и все сложившиеся литературные традиции, к фольклорному наследию. Но именно литературную традицию обусловили те влияния, которые оказывали на зарождение данных литературных традиций памятники средневековой тюркской письменной культуры. Сегодня в отношении татарской, башкирской, чувашской и некоторых других литератур указанной традиции принято говорить как о тюркской литературе в широком смысле слова.
 
Значительное влияние на развитие тюркской литературы оказали произведения периода Булгарского царства (в нашем случае, Волжской Булгарии) и Золотоордынные художественные традиции. Огромное значение для развития просвещения и с ним литературных традиций для тюркоязычного населения имело принятие ислама. Вторая половина XIII века обусловлена формированием одного из самых значительных государств того периода – Золотой Орды. Произведения таких известных арабских поэтов, как Саади, Руми, Омар Хайям и многих других знаменитых авторов Востока получили широкое распространение в Золотой Орде. Мудрые и пронзительные сочинения восточных поэтов и философов пользовались огромной популярностью у тюркоязычного населения. Большую роль в становлении тюркской литературы сыграли татарские авторы, занимавшиеся вольными переводами и сочинениями по мотивам персидско-таджикских поэм.
 
Именно период Средневековья сформировал многие известные сегодня образы героев тюркской литературы. Знаковым произведением рубежа XII-XIII вв. обычно считается поэма «Сказание о Юсуфе». Эта поэма – одно из самых известных до нашего времени сочинений поэта Кула Гали, жившего во времена Булгарского государства. Гали создал в своих произведениях образ мудрого, справедливого, безупречного в нравственном отношении правителя. Но также немыслимо для тюркской литературы представить мир, в котором не было бы верной, искренней, чистой, возвышенной любви между мужчиной и женщиной, крепкой и большой семьи. Таким образом, в творчестве тюркских поэтов видны ключевые темы глубокого уважения к женщине, семейным традициям, почитанию старшего поколения.
 
В XIV веке в среде татарских авторов были созданы поэмы «Гулистан», «Сухейль и Гульдурсун». Поэмы, как всё творчество их автора Саифа Сараи, занимают сегодня особое место в тюркской литературе. Творческое наследие Сараи воспевает доброту человека, скромность в желаниях, верность данному слову. Необходимо помнить, что вся тюркская литература формирует у читателей приверженность к лучшим человеческим качествам, тем самым призывая соблюдать традиции принятого когда-то ислама. Потому последующее развитие тюркской литературы дополнялось темами восхождения человека к духовным вершинам, приближения к Богу.
 
Постепенно литературные произведения данной традиции начинают дополняться и рациональными мотивами, которые передаются через рассказ о жизни земледельцев, тяжком бремени обездоленных, важности укрепления родственных уз и справедливом управлении имуществом. К XIX в. формируется новый положительный образ героя, стремящегося к обретению знаний.
 
Надо отметить, что к этому времени тюркская литературная традиция оказалась довольно далека от народа. Но в народе развивалось фольклорное творчество в устной стихотворной форме – народных песнях, сказаниях.
 
«Золотым веком» новой тюркской литературы народов России стало начало XX века. Становятся популярными и более близкими к народу литературные поэмы, рассказы, романы. Одновременно с этим развивается драматургия, появляются реалистичные драматические произведения для возникающих национальных театров.
 
Современная тюркская литература всё больше обращается к проблемам этнических разногласий, этических вопросов, социальных проблем. Для тюркской литературы сегодня характерны довольно жёсткий реализм изображения героев и событий, осмысление исторического прошлого, поиск духовных корней. В целом для современной тюркоязычной литературы характерно стремление к осознанию национальной идентичности, осмыслению многовекторного литературного развития и сложного общего исторического прошлого тюркских народов. Общие тенденции изыскиваются через обращение к народной мифологии, общим нравственным ценностям, единым для данной культуры фольклорным образам. Такой подход к литературному творчеству позволяет тюркской литературе сохранять в современных условиях связь с традициями и духовной культурой своего этноса и через эту связь находить новые пути развития.