Литература народов Севера
Литература народов Севера
(ненцев, хантов, манси, саами, эскимосов, алеутов и др.)
Языки северных народов Приполярья не просто самобытны, но уникальны в своих деталях. Например, в некоторых северных языках вы сможете с удивлением обнаружить более трёх десятков обозначений оттенков снега, что неудивительно, если понимать важность этого природного явления для жизни в суровых условиях.
Помимо языкового разнообразия, в художественном наследии народов Севера неизменно присутствуют характерные фольклорные образы – тотемные животные, духи предков, чудесные события на охоте и рыбном промысле. Старинные шаманские верования, легенды охотников, рыболовов и оленеводов, сказания о жизни предков – всё это создаёт уникальный, причудливый в своём многообразии мир литературных образов народов Севера. Собираясь у огня, люди слушают сказителя, который передаёт из поколения в поколение самые важные для народа символические образы, поучительные истории и нравственные уроки.
Сегодня, когда сказания и традиции художественного слова соединились в единые произведения молодой литературы народов Севера, в этих произведениях можно узнать множество изумительных легендарных историй. Ненецкий, хантыйский, эскимосский, мансийский, саамский, юкагирский, алеутский и многие другие фольклорные сюжеты создают причудливые узоры художественных произведений писателей Севера. Вот, например, история о мудром вороне и могучем медведе повествует нам про былые союзы между людьми и духами. Или нежная легенда о молодой девушке, полюбившей кита и ушедшей с ним в море.
Необходимо отметить, что в некотором смысле мифология приполярных народов Севера не только вносит значительный вклад в литературную традицию, но и расширяет сами рамки известной в истории человечества мифологии. Возможно, суровые условия жизни сформировали такую уникальную мифологическую картину, где мир никем не управляется, нет никаких божеств метели или ветра, нет создателей солнца и вообще божественных матери и отца. В мифологии приполярных народов Севера нет даже идеи вечного наказания в будущем, а в настоящем нет идеи наказания родителями детей. Всё это порождает совершенно неповторимую картину мира и наследуется внутренними идеями молодой письменной литературной традиции северных народов.
Характерные образы литературы приполярных народов очень похожи на персонажей литературы фэнтези и ужасов. Это могущественные существа, невидимые, но деспотичные, мстительные, либо особые духи умерших людей и животных. Потому охота в данной традиции понимается не как убийство, а как приведение в гости животного с помощью, например, гарпуна. Часть животного бросают обратно в море, и после этого дух уже волен вернуться и отомстить. Помимо таких злобных духов есть и те, которые заведуют целыми классами различных предметов и животных – это духи предка или важного животного. Часто именно такие духи человека или животного становятся объектом поклонения, к которому обращаются за помощью герои северных сказок. Северное сияние играет особую роль в жизни приполярных народов, потому ему часто уделяется отдельное внимание и в современных литературных произведениях.
Важное место в литературе народов Севера занимают произведения, основанные на сюжетах древних легенд и сказок. Радость и чувство широты снежного покрова, трудность зимнего быта и яркий солнечный свет сурового северного лета, образы мифических морских чудовищ и свободно летящие по снежному насту благородные олени – всё это образы молодой литературы народов Севера.
В одной из ненецких сказок рассказывается, как встретились бурый и белый медведь и начали спор о том, чья из них власть на землях Севера. Они схватились, и началась борьба. Боролись до вечера, но никто победить не мог. Тогда бурый медведь и говорит: «Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увёртливее. Потому никто из нас верха не возьмёт. Да и что нам делить? Ведь мы с тобой братья». На что белый ответил: «Верно, мы братья. И делить нам нечего, ведь земли наши неоглядны». Помирились они и с тех пор бурый медведь живёт в таёжном лесу, а белый – во льдах северных морей.
Так и литература народов Севера охватывает многие северные языки, но считается между собой братской.