Нойда – так называют саамского шамана, который «по совместительству» является и знахарем, и жрецом, и колдуном. Считалось, что саамским шаманам все под силу: проникать в прошлое и будущее, воскрешать мертвых, вызывать ураган, заставить кита выброситься на берег, видеть происходящее за тысячи километров.
Служителей культа ненцы называют «тадебя» от слова «тадебтесь» – заговорить, заворожить. 
По верованиям ненцев, человек (только мужчина) становился шаманом, если его избрали духи. Уклониться нельзя: духи принуждают своих избранников стать посредниками между ними и людьми. Кроме того, шаман должен обладать способностью предсказывать судьбу, даром целительства, владеть приемами гипноза, знать шаманскую мифологию.

У селькупов шаманы были не только посредниками между людьми и мирами духов (надземным и подземным), но и врачевателями, советчиками. Деления на «белых» и «черных» шаманов не существовало: главной их задачей была помощь людям, а если дар, доставшийся от предков, шаман употреблял во зло, духи могли покинуть его.

Эвенки, прежде чем идти на охоту, отправлялись к шаману. Считалось, что духи предков после их смерти переселились в животных, поэтому охотники через шамана заранее просили прощения у зверей и заверяли их в глубоком уважении.

У чукотского и эскимосского народов кроме шаманизма как особого, уникального дара общения с духами распространено и «бытовое шаманство». Почти в каждой семье есть свой «шаман», который обращается к духам, чтобы решить повседневные вопросы по мелочи