Слово «лезгинка» переводится как «орел». Если вспомнить движения этого танца – они напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице. Поэтому название танца и звучит как «орлиный танец».

Этот образ и сегодня, как и многие тысячелетия назад, совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Рисунок танца повторяет сцены охоты орла или сокола на голубя: мужчина, олицетворяющий орла, описывает вокруг своей жертвы круги, пытаясь ее догнать, а девушка-голубь всякий раз ускользает. 

Лезгинка – это и боевой танец мужчин. Во время танцевальных вечеров в древности в определенный момент танцор мог выхватить кинжал, сделать с ним несколько движений и вонзить его в пол. Вокруг этого кинжала танец продолжался в ускоренном темпе. Нередко мужчины устраивали подобные состязания в своем узком кругу и танцевали перед боем, чтобы воодушевиться.