В XIX веке у финно-угорского народа жилой постройкой являлась изба с духовой «русской» печью и холодными сенями. Были распространены дома, состоящие из двух изб, соединенных сенями; а также пятистенки. В одном из них жили, второе предназначалось для скота. Дома и хозяйственные постройки, как правило, строили из бревен. 
Планировка избы – жилой отапливаемой части дома – имеет четкое деление на куты (углы), которые определяли каждому члену семьи и гостям его место. 
Полатный кут – «притвор» избы – располагается сразу у входа, прямо под полатями. Здесь находится лавка-коник, на которую присаживался сам хозяин. Это его постоянное рабочее место, особенно зимними вечерами, когда мужики занимались хозяйственными делами. Полати – место детей и стариков.
Следующий кут – красный угол, трапезная. Только во время принятия пищи хозяин занимал свое законное место – в красном углу, под образами. 
 
Бабий и печной кут – наиболее таинственные и священные части избы. Здесь располагается своего рода домашний алтарь – глинобитная печь, у которого хозяйничала баба-«большуха». Она претворяет ритуальными предметами (хлебная лопата, помело, ухват, квашня и т. д.) плоды земли, неба, крестьянского труда в пищу духовно-материального свойства. Принятие пищи для наших предков являлось особенным ритуалом.
Печь – сердце дома – была одной из важнейших составляющих как жилища, так и жизни крестьянина. 
В печи могли париться-мыться (обновляться духовно и телесно), печь тесно связана с символикой и практикой родов, в печном углу проводили обряды, направленные на сохранение семьи. В народных верованиях и фольклоре печь – постоянный символ материнства. В бабьем куте проводили обряд приготовления невесты перед свадьбой. 
 
Являясь активным полем деятельности хозяйки, печь демонстрирует нам всю важность женщины в доме, в семье, в матриархальном традиционном мире, имеющем глубочайшие исторические корни.