Джигит – это точно мужчина «страны гор», который носил папаху, бурку и кинжал, и у него должен быть конь резвый. Джигит служит для характеристики мужского населения, как, например, воин, боец, защитник. Но джигит – это не воинское звание или род войск. На Кавказе не было регулярных армейских соединений. Выходит, что джигит – это отдельная самостоятельная воинственная единица, которая действует в своих интересах, интересах своей семьи, рода. 
Отстаивая общие интересы своего аула или своих аулов, джигиты объединялись и выступали единой силой под чьим-то руководством, но сообща принимая решения.
Культ воина-джигита помогал небольшим общинам горцев выживать в условиях постоянных междоусобиц и завоеваний с севера и юга, сдерживать горское общество в обстановке жестокости и насилия от сползания в состояние анархии. Как и повсюду, в нем, конечно, были свои разбойники. Некоторые из них (например, аварский Хочбар, по преданиям, живший в начале XVIII века) даже стали героями народных песен и героических сказаний.

Понятие «джигит» актуально и поныне. Оно имеет смысл, аналогичный понятию «добрый молодец».
Больше о литературе народов Кавказа читай ТУТ