Предания многих северных народов гласят, что человек и чум появились в один момент. Он всегда был универсальным для кочевых народов севера, занимающихся оленеводством, – ненцев, хантов, коми и энцев.
Чум – это переносная палатка конусообразной формы, устойчивая к ветрам и метелям. Благодаря такой форме снег всегда скатывается вниз, и снять чум для переезда не составляет труда.
Остов чума состоит из 25–40 шестов в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года. Шесты делают из стволов ели, а зимние покрышки шьют из шкур взрослого оленя. На изготовление мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Шкура оленя обладает теплосберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло.
Установкой чума в основном занимаются женщины и тратят на это около часа, быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. 
На место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага – разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Дым и тепло поднимаются по стенкам вверх и не дают попасть в чум холодному воздуху с улицы, а осадкам – проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. Летом в чум не могут залететь комары и гнус.
 
Дом северянина, как следует из легенд и сказаний, всегда должен быть открытым для людей. 
Народы ханты и манси великодушны и благородны, высшую ценность они видят в родственных отношениях, а душа человека всегда тянется к родительскому очагу как к источнику душевной гармонии.